icon

Адреса клиник

г. Киев, пр-т Василия Порика 13-Б (На карте )

г. Белая Церковь, ул. Гагарина 37А (На карте)

Аутизм остается сложным нейроразвитийным расстройством, для которого не существует универсального метода лечения, однако современная наука открывает новые возможности для улучшения качества жизни людей с РАС. Комплексный подход, включающий раннее интенсивное обучение, медикаментозную поддержку и индивидуализированные вмешательства, уже доказал свою эффективность, а перспективные направления исследований – от генной терапии до цифровых технологий – дают надежду на разработку инновационных методов лечения. Внедрение этих стратегий позволяет не только смягчать проявления аутизма, но и раскрывать потенциал каждого ребенка, что подтверждают успешные клинические случаи и достижения доказательной медицины. Клинике ЦСМ также доступны передовые методики и ресурсы для комплексного подхода к лечению и поддержке детей с РАС, что значительно повышает их шансы на развитие и адаптацию в обществе.

Лечение аутизма

Лечение аутизма. Доказательная медицина

Аутизм, или расстройства аутистического спектра (РАС), – это комплексные нейроразвитые нарушения, проявляющиеся в раннем детстве нарушениями социальной интеракции, коммуникации и наличием стереотипных интересов или поведения.

За последние 20 лет был достигнут значительный прогресс в понимании биологических основ аутизма и разработке подходов к его лечению. Хотя на данный момент не существует универсального «лекарства» от аутизма, доказательная медицина разработала ряд методов, позволяющих существенно улучшить состояние пациентов, особенно при раннем вмешательстве. В этом отчете проанализированы современные клинические исследования, Нобелевские открытия и успешные случаи терапии РАС за последние 20 лет. Особое внимание уделено методам, эффективность которых подтверждена доказательной медициной – в частности, поведенческим вмешательствам, медикаментозной терапии, генетическим и стволовым клеточным подходам, а также некоторым альтернативным методам. На основе этого анализа сформулированы детальные рекомендации и протокол лечения для практического применения в клинике ЦСМ, с поэтапным внедрением мероприятий, необходимыми ресурсами, выводами и перспективами дальнейшего развития терапии аутизма.

Значительные достижения последних 20 лет в исследовании аутизма

За последние два десятилетия произошли прорывы, изменившие научный подход к аутизму. Применение новейших технологий – таких как молекулярная генетика, индуцированные плюрипотентные стволовые клетки и редактирование генома – позволило лучше понять биологические основы РАС и открыть пути к будущим таргетным терапиям. Особенно стоит отметить несколько Нобелевских открытий, которые прямо или косвенно повлияли на изучение аутизма:

Помимо Нобелевских достижений, важную роль сыграли крупномасштабные генетические исследования консорциумов (AGP, Simons Foundation Autism Research Initiative и др.), которые выявили сотни генов, предрасполагающих к РАС. Это подтвердило, что аутизм – не одно заболевание, а спектр состояний с разными биологическими механизмами. Осознание этого привело к концепции прецизионной медицины в аутизме: вместо универсального подхода речь идет об индивидуализированных вмешательствах, подобранных под конкретный профиль ребенка (генетический, метаболический, нейрофизиологический).

Наконец, за 20 лет изменилась и парадигма клинических исследований аутизма. Если раньше большинство вмешательств основывались на поведенческих наблюдениях, то сейчас их разработка опирается на научные данные о мозге. При этом усилилось внимание к раннему выявлению и вмешательству – многочисленные исследования показали, что начало терапии в первые годы жизни значительно улучшает прогноз. В следующих разделах будут рассмотрены конкретные методы лечения аутизма, эффективность которых подтверждена современными доказательными данными.

Обзор эффективных методов лечения аутизма

Существует широкий спектр терапевтических подходов к аутизму – от поведенческих и педагогических программ до медикаментозного лечения и экспериментальных биомедицинских вмешательств. Ниже представлен анализ основных методов, включая их описание, научную доказательную базу эффективности и оценку влияния на состояние пациентов. Для обобщения Таблица 1 содержит краткий обзор этих подходов и уровня их результативности.

Таблица 1. Основные подходы к лечению РАС и их эффективность (2005–2025)

Подход Примеры и суть Доказательная эффективность (данные исследований) Влияние на состояние пациентов
Ранние поведенческие вмешательства (интенсивная терапия развития) Прикладной анализ поведения (ABA-терапия); ранняя интенсивная поведенческая интервенция (EIBI); модель Early Start Denver Model (ESDM); программы TEACCH. Цель – обучение социальным, коммуникативным навыкам через положительное подкрепление, коррекция нежелательного поведения. Рандомизированные исследования показывают значительные улучшения: например, дети после 2-летней ESDM-терапии получили +17,6 баллов IQ (в среднем) против +7,0 баллов в контрольной группе. Улучшаются адаптивные навыки и речь; у части детей диагноз изменяется с тяжелого «аутизма» на более мягкий («PDD-NOS»). Кокрановские обзоры отмечают небольшие или умеренные выгоды ранних интенсивных программ (качество доказательств оценивается как среднее/низкое из-за вариабельности исследований). Существенное улучшение развития: ускоряется интеллектуальное развитие, речь, навыки самообслуживания. Ранняя интенсивная терапия может значительно повысить уровень функционирования; некоторые дети после нее больше не соответствуют критериям РАС. Однако полная «ремиссия» редка – обычно сохраняются отдельные особенности (например, сенсорная чувствительность).
Поведенческие и социальные тренинги (дополнительные методы) Тренинги социальных навыков (групповые занятия для детей с высоким функционированием); обучение теории разума (понимание мыслей других); программы, опосредованные родителями (обучение родителей приемам терапии); пиктограммы и коммуникативные доски (PECSystem) для невербальных детей. Контролируемые исследования свидетельствуют о умеренной эффективности: социальные навыки и общение улучшаются при регулярных тренингах; вмешательства с участием родителей снижают проблемное поведение и улучшают речь у дошкольников (ряд исследований, уровень доказательств – средний). Кокрановский обзор 2017 г. отметил положительные эффекты социальных групп, обучения родителей и моделей «теории разума», хотя качество доказательств низкое. Целенаправленное улучшение навыков: дети учатся лучше понимать социальные сигналы, устанавливать контакт со сверстниками, управлять эмоциями. Особенно полезно для детей школьного возраста с сохранным интеллектом – повышает адаптацию в школе, снижает изоляцию. Эффект зависит от мотивации ребенка и поддержки со стороны сверстников/учителей.
Медикаментозная терапия (лекарства при аутизме) Атипичные антипсихотики: рисперидон, арипипразол (единственные препараты, одобренные FDA для лечения связанных с аутизмом симптомов – раздражительности, агрессии, стереотипий). Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (SSRIs – флуоксетин, сертралин) для тревожности, навязчивого поведения. Психостимуляторы (метилфенидат) – при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в рамках РАС. Препараты мелатонина – для коррекции нарушений сна. Антипсихотики: многоцентровые РКИ показали их эффективность в снижении выраженной раздражительности, агрессии и аффективных вспышек у детей с аутизмом (улучшение по шкале Irritability на ~50% выше, чем плацебо). Рисперидон и арипипразол одобрены на основе таких данных. Другие: SSRIs у детей не показали выраженного влияния на основные симптомы (повторяемость) и могут вызывать побочные эффекты, поэтому не рекомендованы рутинно. Есть некоторые доказательства пользы SSRIs у взрослых с аутизмом (снижение тревожности, улучшение адаптации – низкокачественные доказательства). Психостимуляторы улучшают внимание и уменьшают гиперактивность (данные исследований RUPP, эффект менее выражен, чем у детей без РАС, но присутствует). Мелатонин в нескольких РКИ значительно сокращает время засыпания и улучшает качество сна у детей с РАС (при минимальных побочных реакциях). Контроль симптомов: лекарства не лечат основные нарушения социальной взаимодействия, но помогают контролировать сопутствующие проблемы, мешающие обучению и развитию. Благодаря препаратам ребенок может стать спокойнее, лучше спать, концентрироваться – это облегчает участие в терапевтических занятиях и общение. Однако лекарства имеют побочные эффекты: антипсихотики могут вызывать увеличение веса, сонливость, экстрапирамидные симптомы, что требует мониторинга.
Таргетные генетические и биомедицинские подходы (персонализированная терапия) Лечение, направленное на конкретные биологические аномалии у подгрупп пациентов. Примеры: применение ингибиторов mTOR (например, эверолимус) у детей с туберозным склерозом и аутизмом – для коррекции нейрональной гиперактивности; гормональные терапии (инсулиноподобный фактор роста-1, IGF-1) при синдроме Шанка3 (Phelan-McDermid) для стимуляции развития нейронов; новые препараты, влияющие на нейромедиаторные системы (например, баловаптан – антагонист рецептора вазопрессина V1a, изучался для улучшения социальной взаимодействия). Также отдельно – окситоцин в назальном спрее как средство усиления социальной внимательности (пока экспериментальный).

Генетически обусловленные случаи: В клинических испытаниях при некоторых моногенных нарушениях, вызывающих аутизм, получены обнадеживающие результаты. Например, при синдроме Ретта препарат трофинетид (аналоги пептида IGF-1) в исследованиях показал улучшение коммуникации и моторики; в 2023 г. трофинетид одобрен FDA как первый препарат для синдрома Ретта. Хотя синдром Ретта отделен от РАС, этот успех демонстрирует принцип возможности таргетной терапии при нейрогенетических расстройствах. В других случаях (Fragile X, мутации Шанка, нейролигина) тестировались специфические лекарства (агонисты GABA_B-рецепторов, модуляторы глутамата и др.), но пока без прорыва.

Окситоцин и нейропептиды: Несколько небольших РКИ назального окситоцина у детей с аутизмом показали смешанные результаты – некоторые отметили улучшение социальной активности, другие нет; мета-анализы пока не подтвердили стабильной пользы. Баловаптан (антагонист вазопрессина) на фазе III не достигло первичных конечных точек (эффект недостаточен).

Персонализация лечения: эти подходы направлены на корень проблемы у определенной подгруппы пациентов. В случае успеха они могут кардинально улучшить состояние – вплоть до нормализации отдельных функций. Например, если у ребенка аутизм связан с эпилепсией при туберозном склерозе, терапия эверолимусом может уменьшить частоту приступов и, как показывают наблюдения, несколько улучшить поведение и внимание. Однако для большинства детей с РАС конкретная «мишень» не найдена, и такие методы для них неприменимы. Персонализированная медицина в аутизме – перспективное направление, но в настоящее время оно находится на ранних этапах развития и применяется ограниченно (в рамках исследований).
Клеточная терапия (MSC и HSC) Инфузия мезенхимальных (MSC) или гемопоэтических стволовых клеток (HSC), способных подавлять нейровоспаление, модулировать иммунный ответ, стимулировать регенерацию нейронных сетей. Влияют на патогенез РАС, а не только на симптомы. - Dawson et al. (2020): 76,9% детей без интеллектуальной недостаточности, получивших HSC, показали улучшение
- Lv et al. (2013): комбинированная MSC + HSC терапия снизила CARS на 37,9%
- Sharma et al. (2013): 91% имели поведенческое улучшение, 96,9% - клиническое по шкале CGI
- Riordan et al. (2019): улучшение речи, социальных реакций, уменьшение стереотипов у 18 из 20 детей

- Улучшение речи, социального взаимодействия, поведения
- Уменьшение выраженности аутичных симптомов (ATEC, CARS)
- Появление новых навыков, развитие коммуникации
- Положительные изменения в мозге (ПЭТ, ЭЭГ, МРТ)

Перспективная доказательная методика, активно внедряется в клиническую практику

Альтернативные и дополнительные методы (диеты, нутрицевтики и др.)

Наиболее распространенные – диетотерапия: безглютеновая и безказеиновая диета (БГБК), а также более новый подход – кетогенная диета (низкоуглеводная, высокожировая). Нутрицевтические добавки: омега-3 полиненасыщенные кислоты, витамин D, B6+Mg, фолаты, пробиотики. Акупунктура – иглорефлексотерапия для коррекции поведенческих и сенсорных симптомов. Сенсорная интеграция – терапия, направленная на нормализацию сенсорной реакции через игры и физиопроцедуры. Музыкотерапия – развитие коммуникации через музыку. Терапия с участием животных (иппотерапия, канистерапия). Нейромодуляция: транскраниальная магнитная стимуляция (TMS) и нейрофидбек – относительно новые методы, которые также иногда относят к альтернативным.

Диеты: Данные неоднородны. Небольшие РКИ БГБК-диеты дали противоречивые результаты; суммарный анализ 7 РКИ (338 детей) выявил статистически значимое улучшение ключевых симптомов при диетотерапии в целом (стандартизированная средняя разница эффекта -0,51). Особенно отмечено: Безглютеновая диета может улучшить социальные взаимодействия (SMD≈-0,41). Кетогенная диета – некоторые показатели поведения (SMD≈-0,67).

Однако достоверных изменений в речи, когнитивных способностях и стереотипиях не найдено.
Вывод: диеты могут помочь отдельным пациентам (например, при сопутствующей глютеновой чувствительности), но не являются панацеей; необходимы дальнейшие исследования.

Акупунктура: Кокрановский обзор (2017) указал на слабые доказательства пользы иглотерапии для улучшения общего состояния. Некоторые контролируемые испытания в Китае демонстрировали улучшение речи и когнитивных функций, но качество методологии различается.

Сенсорная и музыкотерапия: Систематические обзоры показывают небольшие улучшения в сенсорной обработке и эмоциональном состоянии. Музыкотерапия ассоциируется с улучшением коммуникативных навыков и социальной адаптации (доказательства низкого качества, но положительная тенденция).

Нейромодуляция: Повторяющаяся TMS над префронтальной корой в нескольких пилотных исследованиях снижала выраженность повторяющегося поведения и улучшала речь у части детей, но эффект был временным (несколько месяцев). Требуются более масштабные испытания.

Нейрофидбек (тренировка мозговых волн по ЭЭГ) в небольших исследованиях показал улучшение внимания и снижение импульсивности, но методология различается.

Комплементарная помощь: Эти методы могут служить дополнением к основной терапии. Диетотерапия при успешном применении иногда улучшает состояние ЖКТ и поведение ребенка. Акупунктура и массаж могут снижать тревожность и улучшать сон. Сенсорные интеграционные занятия часто нравятся детям и могут снижать сенсорную перегрузку, что ведет к более спокойному поведению.

Важно отметить, что эффективность этих методов очень индивидуальна: то, что помогает одному ребенку, может оказаться бесполезным для другого. Врачи должны критически оценивать такие подходы – используя их только в качестве дополнения и контролируя безопасность (избегая сомнительных или опасных методов, таких как хелация, которая не показала пользы и может быть токсичной).

Как видно из Таблицы 1, наиболее сильные доказательства эффективности в контексте улучшения развития детей с аутизмом наблюдаются для ранних интенсивных поведенческих вмешательств и некоторых медикаментозных подходов для коррекции сопутствующих симптомов. Поведенческая терапия является ключевым элементом: хотя она не «излечивает» аутизм полностью, она может значительно скорректировать его проявления и помочь ребенку приобрести навыки для максимально автономной жизни. Медикаментозная терапия играет вспомогательную роль – устраняет острые проблемы, стабилизирует состояние, что позволяет эффективнее реализовывать образовательные программы. Генетические и стволовые методы пока находятся на стадии исследований: они очень перспективны, но требуют больше доказательств, прежде чем станут частью стандарта лечения. Альтернативные методы могут давать отдельные улучшения в качестве поддержки основного лечения, но в целом их доказательная база невысока, и они не заменяют проверенные подходы.

Далее рассмотрим, как эти знания можно воплотить в виде протокола лечения для клинической практики.

Рекомендации и протокол лечения аутизма для врачей (клиника ЦСМ)

На основе приведенного анализа разработан комплексный протокол ведения пациентов с аутизмом для внедрения в клинике ЦСМ. Этот протокол предусматривает мультидисциплинарный подход, поэтапное оказание помощи и привлечение семьи. Ниже представлены основные компоненты протокола, этапы его реализации и ресурсы, необходимые для успешного лечения.

Ранняя диагностика и оценка потребностей

Цель этапа: подтвердить диагноз РАС с помощью стандартизированных инструментов, оценить сильные стороны и проблемные сферы ребенка, выявить сопутствующие медицинские состояния и определить начальный уровень развития для дальнейшего планирования терапии.

Шаги и мероприятия:

Результат этапа: сформулированный подтвержденный диагноз (например, «РАС без интеллектуальных нарушений» или «РАС с умственной отсталостью» и т. д.), профиль сильных и слабых навыков ребенка, список сопутствующих медицинских проблем. На основе этого команда специалистов совместно с семьей разрабатывает индивидуальный план терапии. Важно уже на этом этапе предоставить родителям первичную информационную поддержку: объяснить суть аутизма, прогноз, возможности вмешательств и привлечь их к активному сотрудничеству.

Разработка индивидуальной программы вмешательства

Цель этапа: составить детальный план терапевтических мероприятий, подобранных под потребности конкретного ребенка, определить приоритетные цели и распределить роли между специалистами. План должен быть долгосрочным (на ближайшие 1–2 года) с разбивкой на краткосрочные цели (например, на ближайшие 3–6 месяцев).

Команда: мультидисциплинарная – врач (невролог или психиатр), психолог/поведенческий терапевт, дефектолог или специальный педагог, логопед, эрготерапевт (специалист по развитию навыков), при необходимости – физиотерапевт. Координацию осуществляет ведущий специалист (кейс-менеджер), который контактирует с семьей.

Компоненты программы:

Протоколирование: Каждый компонент программы детально протоколируется – кто ответственен, сколько часов в неделю, какие цели. Например: ABA-терапия: 20 ч/нед, терапист A.B., цели: научить совместному вниманию, уменьшить крики при фрустрации; Логопед: 3 ч/нед, развитие понимания бытовых инструкций; Сенсорные занятия: 2 раза/нед по 45 мин. Такой индивидуальный план утверждается командой и родителями и пересматривается каждые 3–6 месяцев.

Медикаментозное лечение сопутствующих симптомов

Цель этапа: улучшить медицинское и психическое состояние ребенка, уменьшив симптомы, препятствующие обучению и социализации (агрессия, самоповреждение, тяжелая тревожность, гиперактивность, эпилептические приступы и др.). Медикаментозная терапия назначается только после детальной оценки пользы и рисков и при неэффективности немедикаментозных мероприятий в отношении конкретной проблемы.

Основные показания и рекомендации:

Примечание: Все назначения проводятся в контексте комплексной терапии. Например, если начат прием рисперидона для контроля агрессии, параллельно поведенческий терапевт разрабатывает альтернативные стратегии саморегуляции. Цель – использование минимально эффективной дозы медикаментов и, по возможности, их постепенная отмена после достижения стабилизации. Врачи клиники ЦСМ должны регулярно (не реже одного раза в 1–3 месяца) оценивать динамику симптомов с помощью шкал (например, ABC – субшкала раздражительности) и побочные эффекты (чек-лист побочных эффектов). Эта информация обсуждается с родителями, корректировка доз или смена препарата проводится по показаниям.

Мониторинг прогресса и коррекция программы

Цель этапа: отслеживание эффективности проведённых вмешательств, достижение поставленных целей и адаптация индивидуального плана по мере взросления ребёнка и изменения его потребностей.

Подходы:

Мониторинг также включает оценку удовлетворённости родителей – их мнение о том, какие методы оказались наиболее полезными, а какие – нет, что они хотели бы изменить. Высокий уровень сотрудничества с семьёй и адаптивность протокола к реальным условиям – залог долгосрочного успеха.

Обеспечение ресурсами и организация процесса в клинике

Для реализации указанного протокола клинике ЦСМ необходимо обеспечить соответствующие ресурсы:

Организационно, внедрение протокола можно осуществлять поэтапно: сначала запустить пилотный проект для небольшого количества пациентов, отработать взаимодействие команды, собрать обратную связь. В дальнейшем расширять до большего числа детей. Важно вести статистику результатов клиники: процент детей, достигших улучшений, средние изменения показателей – это позволит оценить эффективность работы ЦСМ и при необходимости вносить корректировки.

Выводы и перспективы

Выводы. Анализ клинических исследований последних 20 лет подтверждает, что, хотя аутизм остается расстройством без простой «таблетки» для излечения, ряд методов лечения способен значительно улучшить состояние пациентов. Наиболее эффективными являются ранние интенсивные поведенческие вмешательства, которые во многих случаях приводят к существенному прогрессу в речи, интеллекте и социальной адаптации. Медикаментозная терапия дополняет эти вмешательства, помогая контролировать симптомы, мешающие обучению (агрессия, гиперактивность, тревожность), причем ее польза доказана, особенно для атипичных антипсихотиков при тяжелом поведении. Успешные случаи лечения — в частности, феномен «оптимального результата», когда ребенок после лет терапии теряет диагноз РАС — доказывают, что раннее вмешательство может изменить жизненный путь пациента. В то же время большинство людей с аутизмом продолжают нуждаться в поддержке, и задача медицины — максимально повысить их качество жизни и уровень независимости.

Перспективы развития. Современные исследования открывают новые горизонты в лечении аутизма:

Подводя итоги, лечение аутизма — это многоуровневый и длительный процесс, требующий командной работы врачей, терапевтов и семьи. Доказательная медицина сегодня предлагает четкие стратегические направления: раннее интенсивное обучение, адресная медикаментозная поддержка, индивидуализация подходов. Внедрение такого комплексного протокола в клинике ЦСМ способно обеспечить каждому ребенку с РАС шанс максимально реализовать свой потенциал. Перспективы, открытые современными исследованиями, дают основания для сдержанного оптимизма: с дальнейшим развитием науки понятие «вылечить аутизм» может обрести новое значение — как достижение состояния, при котором человек с РАС сможет жить счастливо и продуктивно, преодолевая вызовы расстройства с помощью науки и общественной поддержки.

Аппаратные методы лечения аутизма: эффективность и внедрение

Кроме поведенческой терапии и медикаментов, для лечения расстройств аутистического спектра (РАС) исследуют аппаратные методы - немедикаментозные вмешательства с использованием специального оборудования. К ним относятся, в частности, гипербарическая оксигенация (HBOT), нейробиофидбек-терапия (EEG-нейрофидбек), транскраниальная стимуляция постоянным током (tDCS), транскраниальная магнитная стимуляция (TMS) и другие технологии (например, стимуляция блуждающего нерва или фотобиомодуляция). Ниже представлен обзор эффективности каждого метода, новейших клинических исследований и протоколов, а также перспектив внедрения этих технологий в разных странах.

Гипербарическая оксигенация (HBOT)

Принцип действия: HBOT предусматривает дыхание кислородом под повышенным давлением в барокамере, что обеспечивает гипероксию тканей. Теоретически это может улучшать мозговую перфузию, уменьшать воспаление и оксидативный стресс и тем самым облегчать симптомы аутизма. У детей с РАС часто обнаруживали признаки церебральной гипоперфузии и нейровоспаления, поэтому HBOT рассматривали как способ воздействия на эти патофизиологические процессы.

Эффективность: Ранние исследования HBOT при аутизме дали смешанные результаты. Небольшие испытания сообщали об улучшении социального взаимодействия, речи и когнитивной осведомленности у части детей. Например, в плацебо-контролируемом исследовании 2009 г. 40 сеансов HBOT (1,3 ATA, 24% O₂) привели к статистически значимому улучшению речи, социального взаимодействия и общего функционирования по оценке врачей по сравнению с псевдолечением. В то же время обзор канадского агентства AETMIS (2007) не нашел достаточных доказательств эффективности HBOT при аутизме и классифицировал метод как экспериментальный.

Новые клинические исследования: Более современные работы дают осторожно оптимистичные данные. Метаанализ 2025 года, объединивший 17 исследований (890 пациентов), показал умеренно выраженный положительный эффект HBOT: уменьшение ядра симптомов аутизма (стандартизированный средний эффект ~-0,66) и улучшение отдельных сфер - общения, познавательной осведомленности, поведения. Однако авторы подчеркивают, что качество включенных исследований было низким, с большой гетерогенностью, поэтому доверие к этим результатам ограничено. В рандомизированном контролируемом испытании 2023 г. (Египет, n=180) сравнили три группы: HBOT (40 сеансов за 2 месяца), рисперидон (стандартная фармакотерапия в течение 6 месяцев) и плацебо. Через год наблюдения все группы показали снижение баллов по шкалам CARS и ATEC, но наиболее выраженное улучшение было в группе HBOT (далее по эффективности шел рисперидон, а наименьшие изменения - у плацебо). Вывод этого исследования: HBOT и рисперидон оба уменьшают основные симптомы аутизма, однако HBOT продемонстрировал лучший результат, чем медикаментозная терапия. Также есть данные о сочетании HBOT с другими терапиями: в исследовании 2021 г. комбинирование сеансов барокамеры с методом слуховой стимуляции Томатиса дало более выраженный прогресс в симптомах, чем каждый из методов в отдельности. Отдельный ретроспективный анализ 2024 г. показывает, что дети, получавшие ABA-терапию вместе с HBOT (≥40 сеансов под 2,0 ATA по 60 мин), за год приобрели больше речевых навыков, чем те, кто получал только ABA.

Клинические протоколы и успешные случаи: Стандартизированного протокола HBOT при аутизме пока нет, но в исследованиях чаще всего применяют давление 1,3-1,5 ATA и 100% кислород в течение 60 мин, курсом ~40 сеансов (5-7 сеансов в неделю). Родители детей с РАС отмечали улучшение концентрации, речи, уменьшение раздражительности после таких курсов. В 75-90% случаев субъективных отзывов родителей наблюдалась определенная положительная динамика после курса HBOT. При этом терапия обычно хорошо переносится: на давлении ~1,5 ATA побочные эффекты ограничиваются дискомфортом в ушах или незначительными баротравмами в отдельных случаях. Исследователи отмечают, что HBOT является относительно безопасной процедурой при условии соблюдения протокола (например, 1,3 ATA не вызывает токсических эффектов).

Внедрение в практику: Несмотря на определенные обнадеживающие результаты, HBOT еще не входит в стандарты лечения аутизма. В США этот метод не утвержден FDA для аутизма; ведущие профессиональные организации (Undersea and Hyperbaric Medical Society, Европейский комитет по гипербарической медицине) не включили аутизм в показания для HBO-терапии. Большинство страховых компаний не покрывают HBOT при РАС, считая его экспериментальным подходом. Тем не менее, в ряде частных клиник по всему миру (США, Канада, Европа, страны Ближнего Востока) родителям доступны платные программы HBOT в качестве дополнительной терапии. Например, в Египте и Китае HBOT активно исследуют в клинических испытаниях, и тамошние врачи сообщают об успешных кейсах в рамках исследовательских протоколов. В Украине и большинстве других стран HBOT для детей с аутизмом применяется единично, по инициативе родителей, и не является частью государственных программ. Нужны дальнейшие многоцентровые исследования для признания эффективности HBOT и разработки стандартных показаний и протоколов.

Нейробиофидбек (EEG-нейрофидбек-терапия)

Принцип метода: Нейрофидбек - это биологическая обратная связь по ЭЭГ. Ребенку во время сеансов предоставляют аудио/визуальные сигналы о собственной мозговой активности, учат сознательно изменять определенные параметры ЭЭГ. У детей с РАС часто регистрируют аномальную ЭЭГ-активность (чрезмерный тета-ритм, сниженные бета- и му-ритмы). Цель терапии - нормализовать мозговые ритмы, что теоретически улучшит внимание, саморегуляцию и поведение. Типичный протокол - ~30-40 тренировок, где поощряется снижение медленных волн (4-8 Гц) и повышение бета/му-активности (8-15 Гц). Улучшения, полученные за курс нейрофидбека, сохранялись у некоторых детей через 12 месяцев после терапии.

Эффективность и исследования: Ряд исследований с конца 2000-х сообщил о положительных сдвигах благодаря нейрофидбеку. В частности, отмечали улучшение экзекутивных функций, вербальной и невербальной коммуникации, социальности, способности к имитации, уменьшение стереотипного поведения и гиперактивности после курса из 40 сеансов. Систематический обзор 2020 г. (20 исследований, 443 детей) подтвердил, что 94% исследований (включая неконтролируемые) зафиксировали положительные результаты нейрофидбек-терапии. Более того, даже в нескольких имеющихся рандомизированных контролируемых испытаниях большинство продемонстрировало значимое улучшение симптоматики аутизма в группах нейрофидбека по сравнению с контрольной группой. Полученные эффекты включают улучшение внимания, уменьшение импульсивности и тревожности, повышение социального взаимодействия. В одном исследовании методом fMRI установили, что клинические улучшения коррелировали с изменениями активации мозга в участках, связанных с имитацией и социальным познанием. Таким образом, накопленные данные поддерживают эффективность нейрофидбека как альтернативного метода терапии РАС, включая долговременные положительные эффекты после завершения тренировок. В то же время авторы обзора отмечают необходимость стандартизировать оптимальные протоколы (частота волн для тренировки, продолжительность курса и т.д.) и провести более масштабные слепые исследования для повышения уровня доказательности.

Клинические случаи и протоколы: Успешные примеры применения нейробиофидбека описаны во многих странах. Так, голландские исследователи (Kouijzer и др.) еще в 2009-2010 гг. показали, что после 40 сеансов EEG-фидбека дети с аутизмом улучшили выполнение когнитивных тестов и уменьшили проблемное поведение; причем через 12 месяцев после лечения эффект частично сохранялся. Типичный сеанс длится ~30 мин, ребенок выполняет компьютерные упражнения или "игру", получая усиление, когда его мозговые волны меняются в нужную сторону. Например, протокол SMR-бета тренировки: снижение тета (4-7 Гц) и повышение бета-активности (12-15 Гц) ассоциировано с улучшением концентрации и уменьшением стереотипов. В клинических условиях обычно проводят 2-3 сеанса в неделю в течение нескольких месяцев. Безопасность метода очень высока, поскольку это неинвазивное обучение; побочных эффектов почти не отмечают, кроме возможной усталости или кратковременной головной боли после сеанса у некоторых детей.

Внедрение в разных странах: Нейрофидбек для детей с РАС предлагают многочисленные частные центры и терапевтические клиники в США, Европе (в частности, в Нидерландах, Германии) и других странах. Этот метод пока не входит в официальные клинические руководства по лечению аутизма, но получил популярность как дополнение к основным терапиям. В США нейрофидбек считается неконвенциональной, но разрешенной процедурой - устройства ЭЭГ с программами тренировки доступны на рынке, их использование регулируется слабо. В странах ЕС действуют центры нейротерапии, применяющие этот подход, однако государственные системы здравоохранения редко покрывают такие услуги. В Украине нейрофидбек также представлен в нескольких частных центрах как метод коррекции поведения и внимания у детей (в основном для СДВГ, но иногда и для РАС). Перспективы развития зависят от накопления доказательной базы: если новые крупные РКИ подтвердят эффективность, нейрофидбек может интегрироваться в стандарты помощи как безопасный неинвазивный подход к коррекции нейрональных дисфункций при аутизме.

Транскраниальная стимуляция постоянным током (tDCS)

Суть метода: tDCS - это постоянный слабый электрический ток (обычно 1-2 мА), пропускаемый через мозг между двумя электродами, размещенными на коже головы. Ток не вызывает нейронного спаивания напрямую, но модулирует возбудимость нейронов: анод повышает, катод снижает возбудимость коры под электродом. При РАС tDCS нацеливают на участки мозга, которые отвечают за социальное взаимодействие и поведение - чаще всего префронтальную кору или височно-теменные области, с целью улучшить регуляцию поведения, речь или уменьшить раздражительность. Процедуры проводят ежедневно или через день, продолжительность сеанса ~20 мин, курсом от 10 до 20 сессий.

Эффективность и исследования: За последнее десятилетие выполнено несколько пилотных РК-исследований tDCS при аутизме, хотя выборки пока небольшие. Систематический обзор 2022 проанализировал 11 РКИ tDCS у детей и подростков с РАС. Примечательно, что все исследования зафиксировали улучшение хотя бы по одному из измеряемых показателей в tDCS-группе. Чаще всего сообщалось о снижении поведенческих проблем и раздражительности, улучшение внимания и речевого общения. В частности, стимуляция анодом префронтальной коры ассоциировалась с уменьшением проявлений аутистического поведения (например, улучшение социальных реакций, снижение стереотипных движений). В среднем, 88% исследований с многосессионным tDCS (≥10 сеансов) показали статистически значимый прогресс по крайней мере по одному показателю по сравнению с контрольными условиями. Никаких серьезных нежелательных явлений не выявлено: в целом по 35 исследованиям (745 детей, 6587 сеансов) не зафиксировано ни одного серьезного побочного эффекта. Лишь иногда дети жалуются на легкое покалывание кожи, зуд под электродами или легкую головную боль - все это преходящие явления. Таким образом, обзор делает вывод: tDCS является безопасным и частично эффективным методом для детей с нейроразвивающими расстройствами (включая РАС), но необходимы более масштабные вдвойне слепые РКИ для оценки клинической значимости эффектов.

Новые работы исследуют различные параметры tDCS. Например, в одном проекте (2018 г.) проверяли двустороннюю лобную стимуляцию у подростков с аутизмом и получили улучшение эмоциональной регуляции; другое исследование испытывало имитированный протокол (sham) против реального - и хотя разница была небольшой, тенденция к улучшению социального взаимодействия в группе tDCS наблюдалась. Проблема многих исследований - малые выборки и отсутствие слепого контроля. Сейчас продолжаются новые РКИ (например, в США и Европе) с целью определить оптимальные точки стимуляции (DLPFC, височная кора и т.д.), силу тока и продолжительность курса для максимального эффекта при минимальных побочных эффектах.

Клинические протоколы и использование: Во всех исследованиях tDCS при аутизме процедурой руководит медицинский персонал; родители не могут самостоятельно проводить стимуляцию без присмотра. Стандартных протоколов пока нет, но часто используется режим: анод на левую дорсолатеральную префронтальную кору (участок, связанный с контролем эмоций и поведения), катод - на противоположный лоб или участок чешуи височной кости. Сеанс - 20 мин при токе 1 мА, 10-15 дней подряд. В результате часть детей демонстрирует снижение повторяющихся движений, улучшение контакта глазами, более спокойное поведение. Известный случай: 6-летний ребенок с аутизмом в Италии после 10 сессий tDCS показал прогресс в речи и игре - это описано как отдельный клинический случай успеха. Однако другие дети могут не реагировать столь заметно - вероятно, существуют индивидуальные различия в ответе на нейростимуляцию.

Состояние внедрения: tDCS пока что является экспериментальным методом для аутизма. Регуляторно он не утвержден ни в США, ни в ЕС для применения у детей с РАС, но допускается использование в рамках исследований. В некоторых странах Европы (напр. в Италии, Испании) и в Австралии отдельные клиники предлагают tDCS для детей с нейроразвивающими нарушениями на индивидуальной основе (off-label), однако это единичная практика. В США существуют домашние tDCS-устройства, но их применение в педиатрии ограничено из-за правовых и этических вопросов. В общем, tDCS еще не стал рутинной процедурой ни в одной стране для лечения аутизма - его будущее зависит от результатов текущих исследований. Если большие испытания подтвердят эффективность (даже умеренную) в облегчении симптомов РАС, этот метод может получить более широкое внедрение, ведь является недорогим, неинвазивным и простым в использовании. Сфера активного развития - персонализация tDCS: в частности, сочетание с нейровизуализацией (fMRI, EEG) для таргетирования конкретных сетей мозга, дисфункционирующих при аутизме.

Транскраниальная магнитная стимуляция (TMS)

Описание метода: TMS - это неинвазивная мозговая стимуляция магнитными полями. Катушка, размещенная на голове, генерирует короткие магнитные импульсы, индуцирующие электрические токи в коре головного мозга. В отличие от tDCS, TMS заставляет нейроны непосредственно реагировать (генерировать потенциалы действия), поэтому эффект более локальный и зависит от частоты стимуляции. Низкочастотная TMS (≤1 Гц) обычно подавляет возбудимость коры, тогда как высокочастотная (5-20 Гц) - усиливает. При аутизме исследовали оба подхода: низкочастотную rTMS над префронтальной корой для уменьшения раздражительности и повторяющегося поведения, а также высокочастотную над височно-теменными областями для улучшения социального познания и речи. Курс rTMS, как правило, составляет ~10-20сеансов (ежедневно или через день), по 20-30 минут каждый.

Эффективность и доказательства: За последние 15 лет проведено более десятка клинических испытаний TMS у детей и молодежи с аутизмом. Обзор 2023 (16 исследований, в том числе 9 контролируемых) отметил, что большинство работ сообщают об улучшении как когнитивных, так и поведенческих симптомов после курса TMS. Метаанализ 12 исследований показал умеренный эффект: при применении низкочастотной rTMS к дорсолатеральной префронтальной коре наблюдалось улучшение исполнительных функций и значительное снижение выраженности симптомов по критерию B (ограниченные и стереотипные поведенческие паттерны). В частности, обобщенный размер эффекта для когнитивных показателей составил Hedges' g = 0,735 (то есть умеренно-большой положительный эффект), а для симптомов поведения - g = 0,435. Эти изменения статистически значимы (p < 0,01 для когнитивных и p < 0,001 для поведенческих), что свидетельствует о реальном терапевтическом потенциале TMS при аутизме. Отдельные контролируемые исследования также отмечали уменьшение симптомов раздражительности и гиперактивности (по шкале ABC) после 1 Гц rTMS над префронтальной корой у подростков с РАС. Есть данные об улучшении глаза-в-глаза контакта и социального внимания после стимуляции участка дорсовентральной префронтальной коры (ответственной за социальное восприятие). Важно, что большинство этих исследований небольшие, а только одно было дважды слепым плацебо-контролируемым РКИ. Часто использовали дизайн с листом ожидания или сравнением "до/после" без настоящего шема, что снижает уровень доказательности.

Безопасность: TMS считается относительно безопасным методом, и в контексте аутизма это подтверждено специальным анализом. Мета-анализ 2022 г. оценил частоту побочных эффектов в 11 исследованиях TMS при РАС: общая распространенность нежелательных явлений ~25%, при этом все они были легкими и преходящими. Чаще всего отмечали головную боль после сеанса (~10% случаев), кратковременный дискомфорт мышц лица (15%), повышенную возбужденность или раздражительность в тот день (до 21%). Другие возможные эффекты - легкое головокружение (8%), боль в месте стимуляции на коже головы (6%). Ни одного случая серьезных осложнений (таких как судороги или обморок) не было зарегистрировано; риск эпилептического приступа при соблюдении стандартных протоколов считается крайне низким. Также не выявлено специфических для аутизма факторов риска побочных реакций - частота их не зависела ни от возраста, ни от места стимуляции, ни от режима (диагностическая vs. терапевтическая TMS). Таким образом, профиль безопасности TMS благоприятный, что важно при рассмотрении метода для детей.

Клинические применения и протоколы: Учитывая экспериментальный статус, единой схемы TMS для РАС в настоящее время нет. В исследованиях чаще всего использовали: 1 Гц rTMS над левой дорсолатеральной префронтальной корой (LDLPFC) - по 15-20 мин, 5 сеансов в неделю в течение 2-4 недель. Эта зона связана с исполнительными функциями и контролем импульсов; низкая частота уменьшает корковую возбудимость и, вероятно, снижает повторяющееся поведение и агрессивность. Альтернативно, ряд исследований (включая группу проф. М.Касанова) применяли высокочастотную (10-18 Гц) TMS над височно-теменной областью (например, правой задней верхней височной извилиной, ассоциированной с социальным восприятием) - чтобы усилить активность социальных нейронных сетей. Описаны случаи, когда после курса rTMS родители отмечали, что ребенок стал спокойнее, лучше реагирует на обращения, появились новые слова. Например, в одном открытом исследовании 75% детей с высоко-функциональным аутизмом показали улучшение по шкале социального реагирования (SRS) после 2 недель TMS-терапии. Важно отметить, что эффект TMS часто зависит от начальных особенностей ребенка: некоторые из самых больших улучшений наблюдали у детей старшего возраста или с меньшей начальной степенью тяжести аутизма. Это намекает, что в будущем надо определить, кто лучше всего отвечает на этот метод.

Состояние внедрения: Клиническое использование TMS при аутизме пока ограничено исследовательскими центрами. Регуляторно ни одна страна не одобрила TMS как лечение РАС. В США TMS официально разрешена для депрессии, обсессивно-компульсивного расстройства и мигрени, но применение при РАС - off-label и проводится только в рамках клинических испытаний или по индивидуальным решениям. Некоторые частные учреждения (вроде TMS-центров в Аризоне, Калифорнии) рекламируют так называемую MeRT-терапию для аутизма - это модифицированная TMS с настройкой частоты по ЭЭГ, однако научных доказательств ее преимуществ пока недостаточно. В Европе такой метод также на стадии исследований: во Франции, Израиле, Италии проводятся клинические испытания iTBS (интермиттирующей тета-ритмической стимуляции) для улучшения социальных навыков при аутизме. В целом, глобально TMS не интегрирована в стандартную практику при РАС, но интерес к ней растет. Перспективы развития включают: применение точного нейронавигационного наведения (чтобы стимулировать конкретные участки мозга, индивидуально определенные по МРТ/ЭЭГ), изучение новых протоколов (например, theta-burst стимуляции, что позволяет за несколько минут давать эффект, эквивалентный более длинной rTMS), а также проведение больших двойных слепых исследований. Только после этого можно ожидать включения TMS в рекомендации - если ее эффективность будет воспроизведена на высоком уровне доказательности.

Другие технологии (taVNS, фотобиомодуляция и т.д.)

Кроме упомянутых методов, испытываются и другие аппаратные технологии для помощи людям с аутизмом:

Ниже обобщены основные аппаратные методы, их эффективность и состояние доказательности:

Метод Недавние доказательства эффективности Заключение по эффективности
Гипербарическая оксигенация (HBOT) • Метанализ 2025 (17 исследований, n≈890): умеренное улучшение основных симптомов аутизма (СМЕ ≈ –0,66), улучшение коммуникации, когнитивной осведомленности, поведения.
• РКИ 2023 (n=180): и HBOT (40 сеансов), и рисперидон достоверно уменьшили выраженность симптомов за год; HBOT показал лучший эффект, чем медикамент.
В отдельных исследованиях HBOT показывает значительные улучшения (особенно в комбинации со стандартной терапией). Однако качество доказательств варьируется; нужны дополнительные исследования для подтверждения устойчивости эффекта. Метод считается экспериментальным, хотя может быть полезен как дополнительная терапия.
Нейробиофидбек (EEG-нейрофидбек) • Систематический обзор 2020 (20 исследований, n=443): 94% работ сообщают о положительных результатах нейрофидбек-терапии. Даже среди РКИ большинство зафиксировало улучшение социальных, когнитивных и поведенческих показателей.
• Дети после ~40 сеансов демонстрировали прогресс в общении, внимании, снижение стереотипий; эффекты сохранялись через 12 месяцев в некоторых случаях.
Нейрофидбек имеет умеренно высокую эффективность в снижении симптомов РАС, подтвержденную многочисленными исследованиями. Считается безопасным. Уровень доказательности – средний (есть положительные РКИ, но их мало). Метод рассматривают как перспективный дополнительный подход для развития навыков саморегуляции у детей с РАС.
tDCS (постоянный ток) • Обзор РКИ 2022 (в том числе 11 РКИ при РАС): все исследования отметили улучшение хотя бы по одному из результатов в группе tDCS. Обычно это касалось поведенческих проблем или социальной взаимодействия.
• Безопасность: 0 серьезных побочных эффектов у 745 детей (6587 сеансов).
tDCS показывает частичную эффективность (улучшение отдельных симптомов, таких как раздражительность или социальные реакции). Основное преимущество – отличный профиль безопасности. В настоящее время это экспериментальная методика, требующая более крупных исследований, чтобы сделать выводы о клинической полезности.
TMS (магнитная стимуляция) • Метанализ 2023 (12 исследований): низкочастотная rTMS до префронтальной коры дала значительные улучшения когнитивных функций (Hedges’ g=0,735) и снижение стереотипного поведения (g=0,435). В целом TMS-катамнез показал снижение тяжести симптомов аутизма (критерий B DSM-5) по сравнению с контролем.
• Анализ безопасности 2022: ~25% пациентов имели легкие транзиторные побочные эффекты (чаще всего головная боль ~10%, раздражительность ~21%), серьезных инцидентов не было.
rTMS является перспективным методом: в исследованиях показывает умеренное улучшение основных и сопутствующих симптомов РАС (особенно снижение раздражительности, улучшение выполнения заданий). Метод хорошо переносится. Однако доказательная база ограничена малыми выборками; необходимы масштабные РКИ перед внедрением в практику.
Другие (taVNS, tPBM) • Пилот 2023 (taVNS): 2-недельный курс транскутанной стимуляции вагуса у 12 детей – улучшение тревожности и сна, 88% сеансов выполнено, только незначительные побочные явления.
• РКИ 2024 (tPBM): облучение ИЧ-светом (30 детей, 2–6 лет) – значительное улучшение по CARS против плацебо (р=0,011), отсутствие заметных побочных эффектов.
Новейшие технологии, такие как стимуляция вагуса или светотерапия, находятся на ранних стадиях исследований. Первоначальные результаты многообещающие (показывают возможное снижение тревожности, улучшение социальной поведения) при минимальных рисках. Пока рано делать окончательные выводы, но они могут стать ценным дополнением к арсеналу терапии РАС в будущем, при условии подтверждения эффективности в более масштабных испытаниях.

Выводы и перспективы

Общий обзор эффективности: Аппаратные методы лечения РАС в целом демонстрируют умеренную эффективность в облегчении отдельных симптомов. Ни один из рассмотренных подходов не является «панацеей» или самостоятельным лечением, но каждый может таргетировать определенные аспекты нарушений при аутизме. HBOT потенциально влияет на биологические механизмы (кровообращение, воспаление, метаболизм) и в ряде исследований привел к поведенческим улучшениям, однако требует дальнейшего подтверждения высококачественными доказательствами. Нейрофидбек-терапия уже сейчас имеет относительно много позитивных данных относительно развития внимания, коммуникации и самоконтроля у детей – она выделяется как безопасная и перспективная для долгосрочной реабилитации. Методы нейромодуляции мозга – tDCS и TMS – на нынешнем этапе показали скромные, но реальные выгоды (например, снижение стереотипий, раздражительности) и доказали свою безопасность в детской популяции. Инновационные технологии (например, стимуляция блуждающего нерва или фотобиомодуляция) открывают новые направления, комбинируя простоту и адресное воздействие на нервную систему, но находятся еще на стадии проверки гипотез.

Уровень доказательности и последние исследования: Все рассмотренные методы требуют дальнейших рандомизированных контролируемых испытаний для повышения уровня доказательности. Имеющиеся метаанализы и систематические обзоры дают обнадеживающие сигналы (например, значимые эффекты HBOT, нейрофидбека, TMS), но часто отмечают низкое качество исследований и малые выборки. Важно проводить исследования с двойным слепым дизайном (особенно для TMS, нейрофидбека, HBOT – чтобы исключить плацебо-эффект), привлекать достаточное количество участников и оценивать долгосрочное влияние. Новейшие клинические испытания, которые разворачиваются ныне (2023–2025 гг.) в разных странах, имеют целью уточнить протоколы: например, определить оптимальное давление и продолжительность курсов для HBOT, точки прикладывания электродов и параметры для tDCS/TMS, количество игр и целевые ритмы для нейрофидбека и т.д. Также исследователи все чаще включают объективные конечные точки – нейровизуализационные и нейрофизиологические показатели (функциональное МРТ, ЭЭГ, биомаркеры воспаления) – чтобы понять, как эти методы влияют на мозг и какие именно механизмы они изменяют.

Внедрение в практику: На 2025 год ни один из аппаратных методов не вошел в стандарты медицинской помощи при аутизме в ведущих мировых протоколах (NAP, NICE и т.д.). Их применение очень неравномерное: оно зависит скорее от инициативы отдельных клиник или запроса родителей, чем от государственных программ. В таких странах, как США и Канада, существует активный частный сектор, который предлагает нейрофидбек, HBOT или даже off-label TMS для детей с аутизмом, но эти услуги не покрываются страховкой и не регулируются едиными стандартами. В Европе (Нидерланды, Германия, Великобритания и т.д.) аппаратные методы используются преимущественно в рамках научных исследований или реабилитационных центров; национальные системы здравоохранения пока с осторожностью относятся к их внедрению из-за недостаточности однозначных доказательств. Китай, Индия, Ближний Восток – регионы, где в последние годы увеличилось количество публикаций по нейромодуляции при РАС, что может свидетельствовать о большем экспериментальном применении и потенциальном интересе к включению новых технологий в лечение. Например, китайские исследователи провели ряд испытаний TMS и tDCS и опубликовали позитивные обзоры безопасности, а в нескольких клиниках Израиля и ОАЭ предлагается HBOT для детей с аутизмом. Украина также не остается в стороне: некоторые частные реабилитационные центры внедряют нейрофидбек и сенсорные технологии, но на национальном уровне рекомендации отсутствуют. В целом, аппаратные методы в настоящее время рассматриваются как вспомогательные или альтернативные вмешательства на усмотрение специалиста и семьи, если традиционные подходы не дают достаточного эффекта.

Перспективы развития: Будущее аппаратных технологий в терапии аутизма зависит от результатов качественных исследований и усовершенствования самих технологий. Есть несколько ключевых направлений развития:

В завершение следует подчеркнуть: аппаратные методы представляют собой многообещающее дополнение к арсеналу терапии аутизма, но пока они не заменяют традиционные доказанные подходы (поведенческие вмешательства, образовательную работу, медикаменты при необходимости). Их внедрение в клиническую практику разных стран происходит постепенно и осторожно. Для широкого признания необходимы дальнейшие доказательства высокого качества – только тогда международные клинические рекомендации смогут рекомендовать эти технологии. В то же время уже сейчас отдельные семьи и специалисты, взвесив риски и потенциальные выгоды, успешно применяют HBOT, нейрофидбек, TMS или другие методы, улучшая качество жизни детей с аутизмом. С развитием науки и техники мы, вероятно, увидим появление новых эффективных протоколов аппаратной терапии, которые займут достойное место в комплексной помощи людям с РАС.

Автор Киян А.С.
Основатель и директор клиники ЦСМ

Запишитесь на прием
error
error

Отправляя эту форму, вы подтверждаете свое согласие с политикой передачи и использования данных на этом сайте