icon

Адреса клиник

г. Киев, пр-т Василия Порика 13-Б (На карте )

г. Киев, ул. Большая Васильковская, 66, стоматология (На карте )

г. Сколе, ул. Стрыйская, 19 (скоро открытие) (На карте)

г. Киев, ул. Композитора Мейтуса, 5 (На карте)

г. Белая Церковь, ул. Гагарина 37А (На карте)

phone

+38 (044) 364-20-04 +38 (093) 170-16-59

Пн.-Вс. 08:30 - 20:00

+38 (067) 761-63-44 (Стоматология)

Пн.-Сб. 9:00-19:00, Вс. 9:00-18:00

Коррекция поведенческих нарушений

Нарушение поведения у детей частое явление, которое вызывает волнение родителей и окружающих. Помочь выявить причины поведенческих расстройств и обозначить стратегию борьбы с ними помогут специалисты «Центра Стимуляции Мозга».

Корекція поведінкових порушень

Коррекция поведенческих нарушений у детей

Воспитатели часто жалуются на драки, зачинщиком которых стал ваш сын или дочка? Вы устали читать замечания учителей в дневнике или ваш ребенок часто обманывает вас? Нарушение поведения у детей довольно распространенная проблема, которая вызывает негативные переживания не только у родителей, педагогов или окружающих, но и у самого ребенка. Успешная коррекция поведенческих нарушений у детей может проводиться специалистами «Центра Стимуляции Мозга».

Нарушение поведения — это группа поведенческих диссоциативных расстройств, которые выражаются в неадекватных, демонстративных или агрессивных поступках, не соответствующих возрасту и социальным нормам. При отсутствии их правильной коррекции состояние может становиться дальнейшим фундаментом для неуспешности в школе, возникновения проблем и трудностей во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, в интеллектуальном, социальном и эмоциональном развитии.

Классификация нарушений поведения

Специалисты выделяют следующие основные виды поведенческих нарушений:

  • Гиперактивное поведение.
    Повышенная нервная возбудимость приводит к чрезмерной физической и речевой активности.
  • Демонстративное поведение.
    Совершение демонстративных поступков и действий, цель которых направляется на привлечение внимания окружающих.
  • Дефицит внимания.
    Проблемы с поддержанием и фокусировкой внимания, концентрацией внимания, обучением новым навыкам, восприятием услышанного, планированием и выполнением поставленных задач.
  • Протестное поведение.
    Проявляется негативизмом (отказом от выполнения действий только из-за того, что о его выполнении попросили), стремлением добиться цели наперекор родителям или взрослым, строптивостью.
  • Агрессивное поведение.
    Выражается в целенаправленном совершении разрушительных действий (нанесение физического ущерба, вызов психологического дискомфорта), выходящих за принятые в социуме правила или нормы.
  • Конформное поведение.
    Проявляется полным подчинением внешним факторам и сопровождается высокой внушаемостью и стремлением к подражанию.
  • Инфантильное поведение.
    В поступках присутствуют признаки, которые характерны для более младших детей.
  • Симптоматическое поведение.
    Возникновение различных проявлений (тиков, заикания, запинания речи, фобий, рвоты и др.) указывает на возникновение стресса, при котором сложившаяся ситуация становится невыносима для психики ребенка.

Поведенческие расстройства у детей нередко остаются без должного внимания и списываются на особенности возраста, усталость или плохое воспитание. Однако если похожие ситуации повторяются регулярно и остаются без коррекции, то они будут оставлять свой негативный след на будущем ребенка. Своевременное их выявление и всесторонняя помощь специалистов помогают минимизировать или полностью нивелировать возможные нежелательные последствия расстройств поведения.

Согласно МКБ-10 нарушение поведения разделяют на несколько разновидностей:

  • Ограниченное семьей.
    Агрессивное или диссоциальное поведение ограничивается пределами дома и проявляется только по отношению к членам семьи, в других местах или с другими людьми отклонения возникают крайне редко или не проявляются совсем.
  • Несоциализированное.
    Агрессия проявляется только по отношению к детям.
  • Социализированное.
    Агрессия реализуется группой детей (прогулы уроков, групповое хулиганство, воровство и пр.), внутри группы между участниками проблем нет.
  • Оппозиционное расстройство.
    Чаще выявляется среди детей младшего возраста, не сопровождается диссоциальными поступками или агрессией, проявляется намеренным непослушанием.

Этиология нарушений поведения

Причины нарушения поведения могут быть связаны как с влиянием окружающей среды, так и с биологическими задатками. Многочисленные исследования подтверждают, что большое влияние на формирование поведения ребенка оказывает воспитание. Психофизиологические особенности или наследственная предрасположенность имеют второстепенную роль и чаще становятся факторами риска развития расстройств поведения у детей.

К причинам нарушения поведений у детей относят следующие группы факторов:

  • психологические: заниженная самооценка, эмоциональная лабильность, склонность обвинять в своих неудачах других;
  • семейные: частые ссоры, аморальный образ жизни, патологические зависимости или психические заболевания родителей, недостаток любви, эмоциональная холодность, гиперопека, суровая или недостаточная дисциплина;
  • социальные: некачественная организация учебно-воспитательного процесса в детских садах и школах, враждебные отношения внутри детского коллектива, низкие моральные принципы педагогов, национальная, этническая или политическая разрозненность людей на территории проживания;
  • физиологические: нарушения процессов возбуждения и торможения ЦНС, гормональный или метаболический дисбаланс, ДЦП, эпилепсия.

Патогенез нарушений поведения

Расстройство поведения, которое провоцируется физиологическими причинами, связано с переизбытком тестостерона, нарушением метаболизма или активности нейротрансмиттеров. Эти факторы изменяют целенаправленность передачи нервных импульсов и вызывают дисбаланс в процессах возбуждения и торможения.

Правильное воспитание и спокойное доброжелательное отношение способны нивелировать физиологические отклонения. Стрессы, частые ссоры и конфликты, чрезмерная холодность или отсутствие доверительных отношений усугубляет нестабильное состояние ребенка и приводит к развитию поведенческих расстройств.

Клинические проявления нарушений поведения

Среди симптомов нарушения поведения у детей выделяют три основных:

  • агрессивность;
  • нежелание слушаться взрослых;
  • действия, нарушающие права окружения и приносящие вред психике или собственности людей.

Эти проявления могут быть эпизодическими и являться вариантом нормы. Непослушание часто возникает у детей в кризисные годы развития, но оно носит неярко выраженных характер и бесследно проходит после завершения кризиса. При поведенческих нарушениях у детей признаки носят стабильный, а в некоторых случаях и прогрессирующий характер. Они наблюдаются на протяжении полугода и проявляются в чрезмерной форме. Нарушение поведения у подростков часто связаны с началом полового созревания.

Нарушение поведения у детей могут возникать в любом возрасте. Чаще всего они нарастают постепенно.

Типичными проявлениями поведенческих нарушений считают следующие проявления:

  • систематическое непослушание;
  • частые вспышки раздражительности или гнева;
  • неумение контролировать свои эмоции;
  • невозможность усидеть на одном месте;
  • чрезмерная дурашливость;
  • намеренное хулиганство;
  • прогуливание уроков;
  • низкий познавательный интерес;
  • плохая успеваемость в школе;
  • преднамеренная порча имущества;
  • провокационные или вызывающие поступки;
  • отсутствие постоянных друзей;
  • жестокость к людям или животным;
  • самоповреждения;
  • бродяжничество;
  • уходы из дома;
  • драчливость;
  • воровство;
  • поджоги;
  • обман;
  • нарушения пищевого поведения и др.

Осложнения нарушений поведения

Отсутствие коррекции стойких изменений в поведении приводит к развитию последствий поведенческих нарушений у взрослых. Девушки с антисоциальным поведением страдают в будущем от эмоционально-личностных расстройств в виде неврозов или психопатий. Юноши нередко становятся зависимыми от наркотиков или алкоголя, ведут антисоциальный образ жизни, склонны к агрессии и насилию, совершают правонарушения или вовлекаются в преступные группировки. Люди, у которых поведенческие расстройства в детстве не корректировались, нередко испытывают сложности с получением образования, трудоустройством и созданием семьи.

Диагностика нарушения поведения

Для диагностики нарушения поведения в детском или подростковом возрасте необходима консультация психиатра. Врач проводит с пациентом и его родителями (или опекунами) беседу, во время которой уточняет характер, тяжесть, частоту и длительность антисоциальных поступков, задает вопросы о настроении ребенка, особенностях в общении с детьми и взрослыми, интеллектуальном развитии, успеваемости в школе. Во время консультации специалист наблюдает за отношением между ребенком и родителями, поведением пациента, его реакциями на задаваемые вопросы и беседу с родителями.

Для определения эмоционально-личностных черт, выявления состояний подавленности, дезадаптации, озлобленности, склонности к импульсивным поступкам и агрессивности применяются тесты-опросники. Выбор тестовых методов зависит от возраста пациента и особенностей состояния его здоровья.

При необходимости назначается консультация невролога или эндокринолога для выявления физиологических причин расстройств поведения.

После получения всех данных врач проводит их анализ и дифференцирует с аутизмом и РАС, нарушениями адаптации, вариантами нормы, синдромом гиперактивности, субкультурными отклонениями.

Лечение нарушений поведения

При выявлении поведенческого расстройства составляется план комплексного психотерапевтического лечения нарушений поведения и сопутствующих патологий. В комплекс включают различные поведенческие методы психотерапии, которые подкрепляются групповыми тренингами. При необходимости рекомендуется медикаментозная терапия. Для стабилизации состояния нервной системы могут применяться седативные средства, транквилизаторы и нейролептики. Выбор препаратов и их дозировок проводится в соответствии с возрастом ребенка или подростка и особенностями общего состояния здоровья.

В ЦСМ лечение поведенческих нарушений может эффективно дополняться такими методиками, как:

Для коррекции нарушений поведения у детей и помощи родителям рекомендуются консультации психолога. Специалист помогает вырабатывать правильную тактику общения с трудным ребенком, обучает его необходимым навыкам управления конфликтными ситуациями и агрессией, повышения самооценки, взаимодействия с окружающими людьми и сверстниками. Семейное консультирование помогает создавать позитивный микроклимат, обозначать границы дозволенного и вырабатывать дух сотрудничества в отношениях.

Профилактика нарушений поведения

Для профилактики поведенческих нарушений у детей и подростков необходимо:

  • относиться к ребенку доброжелательно, внимательно и уважительно;
  • создать благоприятные материально-бытовые условия;
  • не допускать присутствия ребенка во время ссор;
  • способствовать интеллектуальному и социальному развитию;
  • соблюдать правила рационального питания;
  • поддерживать физическую активность;
  • своевременно выявлять и лечить патологии нервной и эндокринной системы.

Какой врач лечит нарушения поведения?

Вы хотите улучшить взаимоотношения с ребенком и ищите хорошего специалиста? Обращение в «Центр Стимуляции Мозга» поможет вам начать правильную коррекцию поведения при помощи опытных психологов и врачей смежных специальностей. Записаться на прием можно позвонив в колл-центр или же заполнив специальную форму для онлайн-записи или заказа обратного звонка.

Оставить отзыв:

Ваша оценка:

Ваша оценка:

Отправляя эту форму, вы подтверждаете свое согласие с политикой передачи и использования данных на этом сайте

Запишитесь на прием

Отправляя эту форму, вы подтверждаете свое согласие с политикой передачи и использования данных на этом сайте

Отправляя эту форму, вы подтверждаете свое согласие с политикой передачи и использования данных на этом сайте