Возраст |
Нормы речевого развития |
2 месяца |
Отдельные звуки, спонтанные вокализации, направленные к маме и иногда — другим взрослым. |
3 месяца |
Растягивание гласных звуков, гуление, «воркование», реакция на обращение. |
4 месяца |
Гуление перерастает в рулады (один гласный перетекает в другой), реакция на перемену интонации. |
5 месяцев |
Мелодичное гуление, случайный лепет, добавляются некоторые согласные звуки (п, б, м), первые сочетания слогов. |
6 месяцев |
Совершенствование случайного лепета, слияние согласных с гласными, попытки имитации слышимых звуков. |
7 месяцев |
Лепет, понимание смысла слов. |
8 месяцев |
Лепет как общение, имитация звуков, произносимых взрослыми, без понимания смысла. |
9 месяцев |
Усложнение лепета, звуковые серенады, произнесение первых облегченных слов. |
10 месяцев |
Понимание все большего количества слов, подражание речи взрослых, появление в речи новых слогов и простых слов. |
11 месяцев |
Воспроизведение звуков по собственному усмотрению, увеличение количества облегченных слов. |
12 месяцев |
Легкость в подражании новым услышанным словам, около 10 облегченных слов в активе, понимание более 20 слов. |
2-й год жизни |
Автономная активная речь (использование аморфных слов-корней); в 1,5 года — использование одного слова для обозначения ряда предметов); в 2 года — соотнесение знакомых слов с изображениями; к третьему году — попытки изменять слова; понимание и выполнение простейших команд. |
3-й год жизни |
Связный характер речи, появление и постепенное усложнение предложений, первые вопросы, изменение интонации, быстрое увеличение словарного запаса, словотворчество. |
4-й год жизни |
Появление в речи предложений, состоящих из подлежащего, сказуемого и дополнения; правильное произнесение большей части звуков; спосбность отвечать на простейшие вопросы; употребление фраз, состоящих более чем из четырех слов. |